ИННОВАЦИИ и AI
ИИ В МАРКЕТИНГЕ
Руководитель отдела по клиентскому опыту M Cosmetic Евгений Щербаков развенчивает крайние мифы об ИИ
в CRM-маркетинге — от «он всё сделает» до «он бесполезен»
ЗАДАЧА CRM СПЕЦИАЛИСТА — ПОНИМАТЬ, КАКИЕ ЗАДАЧИ ИИ РЕШАЕТ УВЕРЕННО, А ГДЕ НУЖНО БЫТЬ ОСТОРОЖНЫМ
Евгений Щербаков видит в современных технологиях и потенциал, и риски
ИИ стал обычным рабочим инструментом —
и при этом источником множества мифов: от «он всё сделает за нас» до «он бесполезен». Правда, как обычно,



сделает за нас» до «он бесполезен». Правда, как обычно, посередине.

«Технологии открывают новые возможности для CRM-маркетолога, но имеют серьезные ограничения, — говорит
он. — Искусственный интеллект, при всем его понимании теории, не заменит специализированные CDP-движки или ML-модели».

Ключевая проблема, по его словам, в работе с данными: «В ИИ нельзя просто загрузить всю базу и сказать "посчитай". На больших массивах он начинает ошибаться, терять строки, выходить за рамки контекста или, что опасно, "додумывать" цифры»



задача CRM-специалиста — понимать, какие задачи ИИ решает уверенно, а где нужно быть осторожным

МЕЖДУ ПАНАЦЕЕЙ И ЕРУНДОЙ: ГДЕ ПРОХОДИТ ГРАНИЦА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИИ?

ИИ можно использовать как гибкий справочник по теме, с которым можно удобно, для человека, посоветоваться. Поможет интерпретировать уже рассчитанные CDP-сегменты. Предложит возможную логику сегментов. Может помочь провести описательную сегментацию на небольшом объёме данных. Но, например, не рассчитывает полноценные RFM-сегменты на больших массивах данных (сотни тысяч строк). Он не заменяет SQL, Python, CDP и ML-алгоритмы.

  • Подсказка возможного момента коммуникации (увидеть простые паттерны в данных, предложить гипотезы на основе интервалов покупок).
  • Подбор оптимального оффера и механики промоакции. Даст подсказки по типам механик, рекомендаций «что попробовать». Однако он не прогнозирует uplift, не рассчитывает ROMI и не заменяет экономику промо. Это инструмент для ускорения разработки идей, а не для принятия окончательных решений.
  • Генерация черновика типовых персонализированных триггерных цепочек: структура, точки касания, варианты A/B-тестов. Это набросок, который CRM-специалист затем адаптирует и переносит в CDP.
  • Помощь в интерпретации результатов кампаний.
  • Создание базовых изображений для рассылок (фон, атмосфера).


ЗОНА ОСТОРОЖНОГО ОПТИМИЗМА:
ГДЕ В МАРКЕТИНГЕ ИИ ПОМОГАЕТ

Работа с контентом и адаптацией под разные языки. Уже сейчас он хорошо работает с текстами, формирует десятки вариантов текстов, адаптирует стиль, переводит на несколько языков и сохраняет структуру бренда. Это ускоряет запуск кампаний и позволяет тестировать больше гипотез. Однако даже тут Tone of Voice (ToV) и юридическая корректировка должны быть от человека в итоге.
Как видим, ИИ не делает чудо. Он удобный справочник-помощник для CRM-маркетоло-га. Но он не заменяет ML-модели CDP или аналитические пайплайны. Задача человека — освободившись значительно от рутинных задач, сфокусироваться на творческой сос-тавляющей.

Как вывод, применение ИИ в CRM-маркетинге — это не революционная замена живых специалистов, а серьeзное повышение их производительности труда.
Евгений Щербаков
Руководитель отдела по клиентскому опыту M Cosmetic